Большинство владельцев загородных домов, при всем своем стремлении к близости с природой, все-таки, предпочитают не удаляться из лона цивилизации, и селятся в организованных населенных пунктах. Как следствие, вынуждены иметь ограждения своих владений. А важным компонентом любого забора являются конструкции, ограничивающие неконтролируемый вход и въезд на частную территорию – то есть, ворота.
Особой популярностью, заслуженно пользуются откатные ворота. Это не удивительно, ведь у них масса плюсов:
- они меньше «съедают» драгоценного места при открывании;
- откатные ворота проще сделать автоматическими;
- открыванию откатных конструкций не помеха обильный снегопад.
Но цена такого изделия для многих может показаться «кусачей». Неудивительно, что многие домовладельцы ищут способ получить желаемое наиболее экономичным путем. К примеру, сделать и установить их своими руками. Попробуем разобраться, насколько возможна такая экономия.
Изучаем матчасть
Чтобы понять, возможно ли сделать откатные ворота или их компоненты своими руками, необходимо знать их устройство.
Существует три вида откатных систем для ворот:
- навесные конструкции – ездят по рельсу, установленному над проемом по принципу раздвижных дверей-купе, самая простая и доступная для самостоятельного воплощения конструкция, но балка над проемом может мешать въезду грузовых машин;
- ворота, перемещающиеся по нижнему рельсу, смонтированному под створкой в грунте – неудобны тем, что в рельс набивается грязь, зимой – снег, а весной, осенью или в оттепель снег еще и замерзает в лед, блокируя роликовый механизм;
- консольные откатные ворота – решение, устраняющие вышеуказанные недочеты, поэтому самый дорогостоящий вариант, но, тем ни менее, самый распространенный в частном секторе;
Принцип действия консольной конструкции диаметрально противоположен описанным выше вариантам ворот. Навесные и ездящие по наземной направляющей несут роликовые механизмы на себе, и передвигаются по стационарно закрепленному рельсу. Консольные, напротив, имеют стационарно установленный на опоре мостового типа с мощным фундаментом роликовый механизм, а створка оборудована специального профиля рельс. Существуют модификации с нижней направляющей балкой, средней и верхней.
Конструкция двигающейся детали представляет собой металлическую сварную раму, часть из которой – створка, закрывающая проем, а другая – противовес и консоль. На раме, в зависимости от модификации, закреплена направляющая балка. Балка своей открытой стороной направлена вниз. Таким образом, роликовый механизм всегда скрыт от воздействия атмосферных осадков и достаточно хорошо защищен от попадания грязи и пыли. На фото вы можете видеть чертеж, из которого понятно устройство.
Что можно сделать самостоятельно
Из чертежа понятно, что если мало-мальские навыки в работе со сварочным аппаратом есть, то сделать самому раму не представляет особой сложности. Если вы не претендуете на особые дизайнерские изыски относительно оформления, и вас устраивает заполнение из профнастила, то зашить ворота декоративным материалом вы тоже сможете самостоятельно. Поддаются оптимизации путем производства собственными силами и работы по устройству фундамента и опоры для консоли. А вот механизм откатных ворот своими руками пытаться сделать или даже просто экономить на этом, не целесообразно. Да и вряд ли у вас получится собрать механизм для откатных ворот своими руками. На фото и видео надеяться не стоит.
Роликовый механизм откатных ворот
Роликовый механизм для откатных ворот – это основа конструкции. Он состоит из таких частей:
- направляющая профильная балка – ее длина зависит от ширины проема;
- резиновые заглушки на направляющую балку;
- роликовые каретки – две штуки;
- концевой ролик;
- поддерживающие ролики;
- улавливатель створки верхний;
- улавливатель створки нижний;
Стоимость роликового механизма зависит, в первую очередь, от нагрузки, на которую рассчитан. Так, для ворот, массой до 500 кг можно приобрести комплект, стоимостью до 10000 рублей. А если ваши ворота весят более полутора тысяч килограмм, то комплект роликового механизма обойдется вам в 63000 рублей. Вторым фактором, влияющим на ценообразование, является, как и всегда, бренд производителя.
Наиболее распространенные марки, предлагаемые на рынке – Дорхан (Россия), Алютех (Беларусь), РОЛТЕК (Россия), Fratelli Comunello (Италия). Все компоненты лучше покупать в комплекте, одного производителя: их сочетаемость рассчитана производителем. Не стоит экспериментировать и пытаться собрать механизм из различных деталей.
Роликовая каретка работает на подшипниках качения. Подшипники закрытого типа – в них уже внесена смазка, которой хватит на все время эксплуатации, предусмотренного производителем. При правильной установке это время для бытового использования насчитывает десятки лет: более 5000 циклов закрывания-открывания. Имейте ввиду, что дополнительной смазки механизма не требуется: попытки внести смазку только выведут из строя роликовый механизм.
Автоматика
Для более комфортной эксплуатации стоит оборудовать откатные ворота устройством для автоматического открывания. Механизм открывания откатных ворот – это электрический привод, установленный рядом с роликовым механизмом. В комплект входит:
- двигатель;
- привод;
- редуктор;
- электрические концевые выключатели;
- блок управления.
Механизм для автоматических откатных ворот тоже можно выбрать марок Дорхан и Алютех. Это надежные, зарекомендовавшие себя производители.
Напоследок, предлагаем вам посмотреть видео ролик, показывающий процесс изготовления и установки откатных ворот и роликового механизма, чтобы оценить свои возможности сделать это своими руками.